Без них мы не смогли бы поддерживать память об актёре:
БИОГРАФИЯ
Личная жизнь
Первый раз Брондуков женился в начале 60-х. Его жена училась в Ленинграде в политехническом институте на звукооператора. Сразу после свадьбы у нее стало проявляться психическое заболевание, которое было от рождения. Вскоре Борислав развелся. После первого неудачного брака он пребывал в затяжной депрессии, из которой его вывело знакомство с Катериной, в последствии ставшей его второй женой.
С Катериной Брондуков познакомился в 1968 году в Киеве в аэропорту "Жуляны", куда она пришла вместе со своей подругой провожать известного актера Ивана Миколайчука. Ей было 18, ему 31. Сначала Катерине Борислав не понравился, он же влюбился в нее с первого взгляда. Брондуков помог девушке поступить в театральный, обхаживал ее почти год, водил в рестораны, на творческие встречи в дом Миколайчука. Поначалу Катерине было просто интересно с ним, как и со всей их актерской компанией. Его душевные качества девушка разглядела не сразу. Брондуков был очень заботливым. Никогда не дарил цветов, зато старался как следует накормить.
В феврале 1969 года в Одессе по инициативе друга Брондукова Николая Мережко состоялась помолвка Бронислава и Катерины. Свадьбу сыграли 30 апреля того же года.
Брондуков безумно любил свою Катерину, был очень ревнив, поэтому карьеру актрисы жене сделать не дал. Он искренне считал, что жена должна быть хранительницей семейного очага и воспитывать детей.
В 1970 году у супружеской пары родился сын Константин, а через 9 лет — Богдан. Супруги мечтали еще о дочери, но страшная болезнь, обрушившаяся на талантливого актера, перечеркнула все планы.
Борислав Николаевич находился постоянно на съемках, дома бывал всего месяца два в году, но когда приезжал, Катерина отдыхала: кухня и все домашние дела были на муже. Подарков жене он практически не дарил, но со съемок обязательно привозил что-то для хозяйства.
Находясь на съемках, постоянно писал жене любовные письма, в которых каждый раз было стихотворение, посвященное своей дорогой Катерине. Писать он начал в 1974 году. Его стихотворное творчество растянулось на десять лет.
Позже, после смерти мужа, Екатерина Петровна написала книгу "Тринадцать исповедей", в которую включила поэтические миниатюры и стихотворения Брондукова, правда самые интимные из них она опубликовывать не стала.
Бронислав и Екатерина прожили вместе 33 года, 11 из них Екатерина выхаживала больного мужа, 7 последних лет оказались особенно тяжелыми.
Творческая деятельность
Расцвет творчества Брондукова пришелся на 70-е годы, когда артист сыграл во многих известных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в фильмах: "Вий", "Опасные гастроли", "Если есть паруса", "Шаг с крыши". Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова "Здравствуй и прощай" и производственной драме Сергея Микаэляна "Премия".
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков завоевал сердца зрителей, а вместе с тем - признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: "Афоня! Рубь гони!" в комедии Георгия Данелии "Афоня". Это был тот случай, когда маленький эпизод затмил главную роль. Герой Брондукова так полюбился зрителям, что к актеру приклеилось прозвище "Афоня". В этом фильме Бронислав Николаевич мог сыграть роль Борщова.
Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Брониславу главную роль. Но вскоре было принято решение, что картину будет снимать Георгий Данелия на "Мосфильме". Так Брондукову досталась роль Федула. По сценарию эта роль содержала только одну реплику, но после проб все изменилось. Данелии так понравилась игра Брондукова, что роль Федула выросла до нескольких сцен.
После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что очень расстраивало его жену. На премьере картины "Сто грамм для храбрости", где Брондуков талантливо сыграл алкоголика Федю, она заявила: "Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!".
Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте "Табор уходит в небо" и комедии Виталия Мельникова "Женитьба" по одноименной пьесе Н.В.Гоголя.
Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии "Осенний марафон". Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах "О бедном гусаре замолвите слово" (тюремщик), "Жестокий романс" (Иван), в "Гараже" (жених).
Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах "Смотри в оба", "Раз на раз не приходится", "Зелёный фургон".
Далее была главная роль в фильме "Вас ожидает гражданка Никанорова", разрушившая стереотип сугубо комедийного актера, и роль в приключенческом фильме "Тревожный месяц вересень".
В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей - инспектора Лестрейда в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе. Правда, говорит он там голосом не своим, а ленинградского актера Ефимова, так как его украинский говор совсем не был похож на английский.
После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.
Запомнились телезрителям и роли в комедиях "Спортлото-82" (директор турбазы), "Мы из джаза" (лже-Колбасьев), "Опасно для жизни" (Переделкин).
В 1994 году Брондуков сыграл в фильме Юрия Кара "Мастер и Маргарита" администратора Варьете Варенуху. Из-за разногласий режиссера и продюссеров, а также из-за претензий потомков Булгакова фильм увидел свет спустя 17 лет, в 2011 году.
Всего Брондуков сыграл в 115 фильмах. При этом появлялся, чаще всего, в эпизодических ролях, но ему всегда удавалось создать на экране настолько яркий образ, что зрители даже не замечали, что в его роли очень мало текста. О популярности актера в первую очередь свидетельствуют слова его героев, ушедшие в народ, а таких слов у Брондукова немало: "Вещественное доказательство во временное пользование", "Не люблю я таких людей непунктуальных" и многие другие.
Играя трагедии маленьких людей, брошенных на дно общества, он словно сам переживал их судьбу. И каждая сыгранная артистом чужая жизнь словно укорачивала его собственную. Он просто сгорал, словно свеча, в служении людям.