Без них мы не смогли бы поддерживать память об актёре:
БРОНДУКОВ ХОТЕЛ СЫГРАТЬ ЛЕНИНА В КОМЕДИИ
75 лет назад родился гениальный актер Борислав Брондуков, которого по праву называли украинским Чарли Чаплином и комиком с печальными глазами. "Комсомолка" попросила вспомнить о нем людей, с которыми он жил, дружил и работал…
Большинство зрителей помнят и любят Брондукова по эпизодическим ролям, сыгранным настолько гениально, что по прошествии почти четырех десятков лет они остаются актуальными, объемными и живыми. Алкаш Федул в "Афоне", жених в "Гараже", инспектор Лестрейд в "Приключениях Шерлока Холмса…", лже-капитан Колбасьев из "Мы из джаза"… Все это маленькие работы большого комика. Впрочем, только ли комика? Ведь его роль в фильме Леонида Осыки "Каменный крест" - это мастерски сыгранная трагедия вора, который доживает ночь, зная, что утром его казнят.
"Есть талант смешить, а есть огромный внутренний мир, который позволяет играть любые роли", - сказал о Брондукове оператор Юрий Гармаш, который снимал актера в фильме "Вавилон ХХ".
"Он любил свои маленькие, но запоминающиеся роли, - вспоминает супруга актера. - И отказывался от главных ролей, если видел их однообразными и неинтересными".
Мало кто знает, что при рождении Брондукова назвали Болеславом - хилый был, болезненный. Но в метрику записали "Бронислав". Уже впоследствии Брондуков вывел для себя в качестве имени некий общий знаменатель - Борислав. Поэтому его называли и Броник, и Борис, и Броня, и даже Брондучок.
А ведь могло наше кино остаться без Брондукова. В 1960-м его случайно на сцене Дома культуры при заводе "Арсенал" заметил ректор театрального института им. Карпенко-Карого Николай Заднепровский. И позвал учиться. Причем надавил на приемную комиссию своим авторитетом. Те Брондукова брать не хотели - мол, с таким лицом только в прорабы. Но взяли.
А дальше были роли в 129 фильмах. Играл сорок лет подряд почти без перерыва. И если бы не болезнь… Первый инсульт у актера случился в 1984 году, после съемок в картине Николая Мащенко "Карастояновы". Его жена вспоминала, что Брондуков так играл на площадке трагедию, что ей показалось - вот он сейчас умрет. После того инсульта актер играл еще девять лет. Ну не чудо ли? Но он сам по себе был чудом.
"Абсолютно точно, Боря - божий человек. Не напрасно на этом свете живет", - сказал однажды про Брондукова актер Иван Гаврилюк.
- Думаю, вы прекрасно знаете, что никакой он не шут, - вспоминал о своем друге тоже ныне покойный Лесь Сердюк. - Он знает цену и себе, и своему дарованию. И неизвестно, кто над кем смеется, когда на экране Брондуков. Такой талант дается очень редко. Вот полюбил его Господь и сказал: будешь иметь такой талант.
Почти полторы сотни маленьких жизней, сыгранных в кино, укоротили жизнь актера. Он умер в 66 лет и был похоронен на Байковом кладбище в Киеве рядом с такими же гениальными и рано ушедшими Леонидом Быковым и Иваном Миколайчуком…
Екатерина Брондукова: "Девять лет без мужа я прожила благодаря сыновьям и внукам"
- Екатерина Петровна, уже прошло девять лет, как нет Борислава Николаевича. Как вы все эти годы жили без любимого мужа?
- Прожила с детьми, а потом и с внуками. Если бы не внуки, то, наверное, и жизни не было бы никакой. Зое - дочке младшего сына Богдана - будущей осенью стукнет восемь. А Иллариону - сыну моего старшего - семь. Внуки у меня погодки.
- Сыновья не пошли по стопам отца и матери? Не стали актерами?
- Нет. Младший окончил наш театральный институт, продюсерский факультет. Но потом пошел в бизнес, а не в искусство, но он очень творческий человек - любит кино, театр. А старший на зарплате. То, что они не стали актерами, не страшно.
- Сыновья похожи на отца?
- Старший очень похож на Броню, а младший вроде на меня. Но как-то он поехал в одну кинокомпанию, и в нем сразу узнали сына Брондукова - по взгляду.
- Мне рассказывали, что Борислав Николаевич в домашних делах был мастером на все руки. Даже мебель делал для дома.
- Он умел все - столярничать, сапожничать. Сам себе шил брюки, сумки. Тогда же легкая промышленность нам почти ничего не предлагала.
- Когда познакомились с мужем, сразу поняли, что он именно тот, кто вам нужен?
- Я знала, что он моя судьба. Мы год встречались, а потом мой папа в какой-то момент сказал: "Дети, не балуйтесь, пора жениться". И он был прав на сто процентов, потому что мой муж оказался нежным, внимательным и очень хорошим семьянином.
- Вы сейчас смотрите фильмы с участием мужа?
- Я люблю все его фильмы. Последние не очень, он там был уже не совсем в форме. А вот такие, как "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Смотри в оба", "Раз на раз не приходится", "Каменный крест", "Вавилон ХХ", "Зеленый фургон"… Все эти картины я сейчас смотрю с внуками. Младший Илларион однажды увидел дедушку в "Спортлото-82", маленький был тогда совсем, но посмотрел фильм до конца и все повторял: "Дедушка! Дедушка!"
- После того как Борислава Николаевича не стало, Союз кинематографистов Украины чем-то вам помогал?
- Мне помогает Фонд Никиты Михалкова. Уже пятый год пошел, как я получаю от них стипендию. Спасибо им за это большое. Но и украинскому Союзу спасибо: помогли организовать вечер памяти Брондукова в Доме кино. Он состоится 1 марта вечером. В рамках фестиваля пройдет фотовыставка, которую организовал Юрий Гармаш: почти четыре десятка прекрасных фотографий.
А еще я всем советую посмотреть по российскому Первому каналу фильм "Комик с печальным лицом" (3 марта, воскресенье, 13.25. - Ред.), посвященный моему мужу. Фильм снят к 75-летию Борислава Брондукова. Съемочная группа приезжала в Киев, да и в России со многими беседовали. Думаю, получилось очень хорошо.
Сценарист Виктор Мережко: "Как же он испугался, проснувшись рядом со свиной обсмаленной мордой!"
Нашей дружбе с Борей больше 30 лет. Кстати, мы его чаще Брондучок называли, а не по имени. История знакомства с Борькой - смех и грех! По окончании ВГИКа принял приглашение Лени Осыки приехать на пару дней в Киев из Одессы, чтобы он меня с Борей Брондуковым и Иваном Миколайчуком познакомил. Ребята втроем встретили меня на вокзале. Миколайчук предложил: "А давайте от Крещатика по улице Ленина пройдем до студии Довженко пешком! Единственное условие - будем в каждой забегаловке выпивать по рюмке хереса крымского. Шли полдня. И как добрались до студии под вечер, я уже не помнил!
Часто ходили по Бессарабскому рынку, а Борька останавливался возле свиных голов и с серьезнейшим видом спрашивал "Почем лыцьо?" и начинал торговаться, но не покупал. А мы однажды купили! Дождались, когда он уснет после похода в ресторанчик, и положили рядом на подушку. Когда Борька наконец открыл глаза и увидел обсмаленную морду свиньи подле себя, то ка-а-ак заорет не своим голосом, мы чуть не оглохли! Это был единственный раз, когда я видел нашего Брондучка испуганным.
Да, выпивали частенько. Главный признак того, что Борька выпивший - начинал всех обучать актерскому мастерству и посвящать в тонкости режиссуры. Это было невыносимо (смеется). Мы не могли Борю "заткнуть", а он в ответ рычал, что разбирается в этом деле лучше всех!
Чем я восхищался в Броне - так это его лебединой верностью своей жене Кате. Я никогда его не видел с другими женщинами. Когда мы встретились с Борей в последний раз, он еле узнал меня. Катя пару раз ему повторила: "Это Витя, Витя", а когда он узнал, то сел на кровать и без слов заплакал. А я плакал от бессилия помочь дорогому человеку, и мы оба тогда понимали, что эта встреча - прощание.
Жена лучшего друга, актриса Ада Роговцева: "Броник был очаровательное, восхитительное черт-те что!"
Замечательная актриса и жена Константина Степанкова, который был одним из ближайших друзей Брондукова, может рассказывать о Бориславе Николаевиче часами.
- Это была компания сплоченных и спитых людей: Миколайчук, Осыка, Степанков, Гаврилюк, Сердюк и Брондуков. Для них, когда собирались вместе, была настоящая вольница. И могу сказать, что им всем повезло с женами. Мы знали, какие они, и понимали, что нельзя их неволить. Эта вольница давала им творчество и не делала их хуже… какое-то время. Но алкоголь ведь имеет разрушительные свойства. Со временем начались болезни. Но сегодня не об этом.
Я всегда восхищалась Броником. Знаете, легче было жить на белом свете, зная, что он есть и можно с ним случайно встретиться. И это будет не случайная встреча, а непрерываемый разговор. У него был очень острый ум, а не юмор. Это было смешно, но в то же время очень и очень умно. Иногда это граничило с запредельными ситуациями, в которые он нас постоянно ставил.
Представьте себе. Пять утра. Карпаты. Мы большой компанией штурмуем переполненный автобус. Козы, мешки, бабки с котомками. Броник заходит и говорит: "Всем встать!" Все встали. Затем говорит: "Садитесь!" Все сели. И тут он заулыбался: "Доброе утро!" И у всех рот до ушей, и сразу все друг другу родные. Или в Доме кино со сцены объявляют: "Заслуженный артист Иван Миколайчук". Тот еще не успел подняться, а Броня встает и вместо него кланяется.
А однажды на вопрос журналистов о его творческих планах, он сказал, что хочет сыграть Ленина… в комедии. И это в советское время! Так шутить мог только он. Броник был очаровательное, восхитительное черт-те что!
Не могу сказать, что он жил весело, но рядом с ним всегда было весело. И его все любили нежной-нежной любовью. Это было щемящее чувство. И он на него отвечал, потому что сам относился проникновенно к людям и очень ценил хорошее отношение к себе.
Когда он начал много сниматься и стал знаменит, все равно оставался родным Броником - замечательным, нелепым, смешным и добрым человеком.
А дальше началась великая трагедия, началась история его жены Кати. Его любимая Катюша служила ему не только верой и правдой, она ему была каким-то господним указанием. И до последней минуты она не только кормила его с ложечки, она не оставляла его. Ему, совсем больному, она читала стихи, пела песни, танцевала с ним танго. Представляете, буквально взваливала мужа на себя и танцевала! Вот это стоицизм, вот это мужество! Так что Броник помимо своего таланта явил нам и большую свою любовь.
Режиссер Карен Шахназаров: "В фильме "Мы из джаза" Боря стал калекой по собственному желанию"
- С Брондуковым мы сдружились задолго до того, как я пригласил его сниматься в фильме "Мы из джаза". Мой соавтор Александр Бородянский с Борей еще по "Афоне" отменно сработался и очень хорошо о нем отзывался. Я попросил нас познакомить. Когда возникла необходимость пригласить актера на небольшую, но яркую роль в фильме "Мы из джаза", я сразу вспомнил о Брондукове. Единственное, чего опасался, что он может не согласиться, ведь в то время он был нарасхват. Но Борька сразу же сказал "да". Как режиссера он меня покорил невероятной щепетильностью, с которой готовился к съемкам: предложил множество вариантов костюмов для своего героя, а в кадре постоянно импровизировал. Импровизации были настолько великолепны, что никому в голову не могло прийти, чтобы его одернуть или остановить. К примеру, эпизод с капитаном-калекой - его личная придумка: "Хромота добавит моему персонажу больше важности! К тому же зритель поймет, что он воевал, что он - БОЕВОЙ капитан!" - заблестели в один миг Борькины глаза. Привязал к ноге палку, закрепил и показывает, как будет хромать. И ка-а-ак упадет с непривычки! Даже крохотный эпизод Боря отыгрывал как главную роль в своей жизни! Впрочем, внимательный зритель заметит в фильме забавное несоответствие. До того, как Брондуков придумал деталь с одноногим капитаном, мы уже отсняли сцену, в которой его герой сидит с ребятами на крыше, свесив ноги вниз и болтая ими в воздухе (смеется).
Оксана Гончарук, «Комсомольская Правда на Украине», 1.03.2013